Памятка о выполнении домашних заданий 

Тетрадь с домашним заданием логопед выдает в пятницу, а родители приносят в детский сад в понедельник.

  1. Домашнее задание выполняется не в один прием, а разбивается на части (по 10-15 минут работы)
  2. Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесет выполнение задания небольшими порциями, в субботу и воскресенье в утреннее и дневное время.
  3. Артикуляционную и дыхательную гимнастику выполняем 2-3раза в день.
  4. Задания по автоматизации звуков также закрепляем несколько раз в день.
  5. Если звук ребенку поставлен, то обязательно нужно осуществлять родителям  контроль за правильным произношением. Корректно исправлять ребенка, напоминать о необходимости правильно произносить звук.
  6. Заданный речевой материал (стихотворение, пересказ рассказа, составленный рассказ) закрепляем также неоднократно.
  7. Графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, обводит, штрихует, пишет буквы и д.р.) под обязательным присмотром взрослого.

Упражнения для губ (выполнять перед большим зеркалом)

Покусать нижнюю губу верхними  зубами в течение 10 секунд;

Покусать верхнюю губу нижними  зубами в течение 10 секунд;

«Хлопушка» -зажать обе губы (спрятать) и резко отпустить, разжав рот  (5-10раз);

«Поцелуйчик»- энергично чмокать губами 5 раз.

«Фонтанчик» - набрать немного воды в рот и резко брызгать, напрягая губы (делать в ванной до 10 раз)

 «Заведем мотор» - сильно вибрировать (гудеть) губами (5 раз, губы расслабленные);

«Улыбка»-растянуть губы в улыбке, зубы не видны

«Слоник»-сомкнуть губы вместе и вытянуть вперед

«Улыбка-слоник»-чередовать движения  3-4 раза

 «Заборчик» -  рот открыт, губы сильно растянуть в улыбке,   зубы видны    - удерживать под счет взрослого до 5.

«Окошко» - округлить губы в виде «окошка», в «окошке» видны зубы, между зубами маленькая щель- удерживать до  5-повторить 3-4 раза.

«Заборчик-окошко» - чередовать движения 3-4 раза.

Артикуляционная гимнастика (общая)

«Дразнилка» -широкий расслабленный  язык находится между губами, шлепаем и говорим пяпяпя в медленном темпе- повторить 3-4 раза.

Покусаем язычок» - широкий расслабленный  язык  находится между зубами, легко покусать кончик  языка в течение  10 сек.

«Кошечка» - облизываем (лакаем) широким расслабленным языком варенье или молоко с блюдца.

«Лопатка»  -широкий расслабленный  язык положить на нижнюю губу; следить , чтобы язык не дрожал, удерживать под счет взрослого до 5-10 –повторить 4 раза.

«Уточка» - обнять широким языком нижнюю губу и удерживать под счет взрослого до 5-10.

«Уточка-лопатка» - чередовать движения 6-8 раз.

«Футбол» -рот закрыт, язык упереть в правую щеку, затем в левую, чередовать 8-10 раз.

«Часики» - рот открыт, язык как «стрелочки» отвести в правый уголок рта, затем в левый, чередовать 8 раз.

«Солдатик» - язык узкий  поставить за верхние зубы под счет 1,2,3,4.

«Качели вниз» - язык положить за нижними зубами под счет 1,2,3,4.

«Качели вверх»-  качели вниз»- чередовать 8 раз.

«Лошадка» - присосать спинку языка и резко оторвать ее (пощелкать языком), все зубы видны, нижняя челюсть неподвижна.

Комплекс дыхательной гимнастики

Цель: дифференциация носового и ротового выдоха, выработка длительной, целенаправленной воздушной струи, формирование навыков длительного речевого выдоха в момент произнесения речевых фраз

Упражнения на выработку длительного плавного выдоха и целенаправленной воздушной струи

«Надуй шарик»- Ребенок лежит  на ковре. Вдох носом - живот выпятить  вперед, выдох - живот втянуть. Рукой, взрослый контролирует движения живота ребенка. Повторить 5 раз. Следить, чтобы плечи не поднимались.

«Песенка» - лежа  сначала «надуть» шарик, а на выдохе  протяжно пропеть А..,О..,У..,И..; М.. Каждый звук повторить по 3 раза.

«Надуй шарик»,  «Песенка» - стоя перед зеркалом.

«Подуй в трубочку» - язык между губами, завернуть язык в виде трубочки, сделать вдох животом и на выдохе с силой  подуть на кончик языка – повторить 5 раз.

«Моторчик»- вибрировать губами на выдохе.

«Буря в стакане» - налить воду в стакан. Вдох носом, на выдохе длительно  булькать через трубочку от сока. Повторить 5 раз.

«Лялька» - широкий язык между губами, с силой подуть на кончик языка, верхняя губа дрожит – до5- 10-15 раз.

«Сдуй ватку» -  сидя или стоя перед большим зеркалом положить кусочек ватки или салфетки на нос. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык между губами. С силой подуть на кончик языка и сдуть ватку. Повторить 5 раз. Следить, чтобы язык был широким.

«Сдуй ватку с ладошки » - сдуть с ладони  ватку, сильно дуя на кончик языка. Повторить 5 раз.

«Подуй на вертушку»- при  выдохе через рот длительно дуть на вертушку, чтобы

она закрутилась. Упражнение повторить 3-5 раз.

 «Раскрути цветочки»- при  выдохе через рот длительно дуть на цветочек, чтобы он закрутился.

«Подуй на ленточки»- при  выдохе через рот длительно дуть на ленточки

 «Фокус»- сдуть кусочек ватки с носа, целенаправленно подув на кончик языка - повторить 3-5 раз

«Футбол»- загоняем мячик или ватку в ворота, , целенаправленно подув на кончик языка (игра в паре)

 «Звуковые и слоговые зарядки»

Пение звукосочетаний гласных звуков АУ, ОИ и т.д. ; АОИ, АЭЫ и т. д

«Поем слоги» - ПАПО; ПАПОПУ на одном длительном выдохе

(подбираются различные типы слогов: прямой, обратный, со стечением)

Слитное произнесение слов и коротких фраз:

«Счет до 5 с постепенным наращиванием: 1,2,3;1,2,3,4;1,2,3,4,5;

«Дни недели» - понедельник;  понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

 «Зима».

Пришла зима.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Слитное произнесение стихотворных текстов:

«Дождик»

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

«Мы летаем»

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

«Вкусная артикуляционная гимнастика»

Пользу артикуляционной гимнастики хорошо понимают все взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается ежедневно и перед зеркалом выполнять однообразные скучные движения губами и языком. Для этого логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые дошколята будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются разнообразные вкусности. Для повышения мотивации  к выполнению артикуляционной гимнастики, в своей практике , я тоже стала использовать пищевые продукты (сушки и конфеты чупа-чупсы).  

Упражнения с сушкой

1.Рот широко открыть и удерживать сушку сначала губами, а потом зубами   под счет до 8

2. Широкий язык лежит на нижней губе в виде «лопатки», кладем сушку на язык и удерживаем под счет до 5-8.

3. Просунуть язык через отверстие сушки – повторить 5 раз.

4. «Часики с сушкой» -сушку поставить в правый уголок рта- рот приоткрыт ,тянемся языком в право, переводим сушку влево и язык тоже влево. Повторить 6-8 раз.

Упражнения с чупа-чупсом

1. Держать шарик чупа-чупса губами- под счет до 8.

2. «Заборчик»- губы в улыбке, передними зубами удерживаем палочку чупа-чупса- под счет до 8.

3. «Лопаточка» -широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, катаем плавно чупа-чупс по языку слева-направо, справа-налево, сверху-вниз- по 4 раза каждое движение.

4. «Иголочка»- язык вперед, кончик узкий, напоминает «иголочку», задеваем чупа-чупсом кончик языка- повторить 5-7раз.

5. «Киска»- держим перед собой чупа-чупс и широким  языком облизываем. Язык расслабленный

6. «Футбол»-упереть шарик чупа-чупса  в щеку –вправо-влево. Чередуем 4-8 раз.