Если Ваш ребенок попал в группу с ТНР

 Уважаемые родители, ребенку рекомендовано посещение группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), если он имеет общее недоразвитие речи (ОНР), либо фонетико-фонематическое недоразвитие  речи(ФФНР).

Коротко расскажу об этих логопедических терминах:

Общее недоразвитие речи-системное нарушение, когда при нормальном слухе и интеллекте страдает формирование основных компонентов речи.

Основные компоненты речи:

¨  Звукопроизношение
¨  Фонематическое восприятие и звуковой анализ (умение различать звуки речи)
¨  Слоговая структура слова-(правильное соблюдение в слове порядка и количества  слогов и звуков)
¨  Лексика (словарный запас)
¨  -пассивный (понимание речи)
¨  -активный (предметный, глагольный, словарь признаков)
¨  Грамматика-система взаимодействия слов в речи в соответствии с нормами русского языка.
-словоизменение в роде, числе, падеже;
-словообразование;
-употребление предлогов
¨  Связная речь - умение связно и грамматически правильно построить свое речевое высказывание.
-монологическая речь
-диалогическая речь

Особенности речевого развития детей при ОНР:

  • ¨  Нарушено звукопроизношение (замены , смешения, искажения)
  • ¨  Нарушена способность к правильному фонетическому восприятию звуков речи (не различает звуки). Звуковой анализ и синтез доступен только при обучении (готовность к обучению чтению и письму).
  • ¨  Нарушена слоговая структура слов (не соблюдает правильный порядок слогов в слове, пропускает звуки, укорачивает длинные слова)
  • ¨  Бедный словарный запас (не называют части предметов и объектов, мало слов –признаков, антонимов, синонимов, приставочных глаголов и т.д.)
  • ¨  Многочисленные грамматические ошибки при согласовании слов в словосочетаниях и предложениях в роде, числе , падежных окончаниях- словоизменение
  • ¨  Ошибки при словообразовании
  • ¨  Не употребляют предлоги, либо их путают.
  • ¨  Не умеют построить связное речевое высказывание:
  • ¨  -пользуются только простыми предложениями, в которых отсутствуют прилагательные;
  • ¨  -при составлении рассказов просто перечисляют происходящие действия;
  • ¨  -испытывают трудности при описании предметов;
  • ¨  -в сюжетно-ролевых играх не умеют выстроить диалог.

Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) характеризуется нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Кроме перечисленных особенностей произношения и различения звуков, у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. Могут отмечаться ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных и т.п.

 

 Что такое дизартрия или "каша во рту"?

¨Расстройство артикуляции речи, возникающее при нарушениях функций черепно-мозговых нервов, связанных с  органами артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани), в результате чего речь становится не разразборчивой и малопонятной.

Характерные признаки дизартрии:

-Многочисленные нарушения звукопроизношения в виде искажений звуков; ¨

-Речь невнятная, нечеткая, смазанная; ¨

-Нарушения звучания голоса: сиплый, глухой, тихий, крикливый, писклявый и т.д; ¨(оглушают звонкие звуки,  дефект смягчения согласных звуков)

- Изменение темпа и ритма речи; ¨

Нарушения речевого дыхания; ¨

-Нарушения интонационной выразительности.

 Причины дизартрии:

Родовые травмы(повреждение шейного отдела позвоночника)

Гипоксия (кислородное голодание головного мозга)

Внутриутробные инфекции

Неблагоприятное течение беременности

Коррекция дизартрии:
Регулярное посещение врача-невролога
Медикоментозное лечение (препараты ноотропы)
Физиолечение (магнитно-резонансная терапия на речевые точки, амплипульс)

Логопедический  массаж (нормализация тонуса мышц языка)

Лечение остеопата

 

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Это одна из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми расстройствами. Массаж оказывает благоприятное воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А следовательно,  улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются , увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и напротив, повысить его при вялых порезах артикуляционной мускулатуры, что характерно при дизартрии.

 

"Использование зрительной символики звуков речи на занятиях по подготовке к обучению грамоте по методике Т.А.Ткаченко»

В комплексную систему коррекционного обучения воспитанников с ОНР включены   занятия по подготовке к обучению грамоте, начиная с 5-6 летнего возраста.  Передо мной стоит  задача научить детей различать звуки речи.

Что же это означает.  У детей должны быть сформированы предпосылки к обучению грамоте в школе. Дети должны научиться различать гласные и согласные звуки, акустические признаки согласных звуков: звонкие- глухие, твердые-мягкие. Должны выполнять звуковой анализ в слоге, в слове.

И поверьте, освоить детям эти навыки  очень непросто. Необходимо найти доступный способ обучения,  чтобы ребенок смог овладеть всеми этими навыками.

Еще в 80-е годы 20 века замечательный логопед Т.А. Ткаченко разработала такую педагогическую методику, где каждый звук представлен в виде зрительного символа.

Основой зрительных символов гласных звуков является артикуляция (положение губ) в момент их произнесения и ее соотнесение с геометрическими фигурами:

Звук А-рот широко открываем, губы как большой круг;

Звук У- губы вытянуть в трубочку, маленький кружок;

Звук О- губы вытянуть  овалом;

Звук И- губы в улыбке, узкой полоской;

звук Ы губы в улыбке при этом нижняя челюсть слегка опущена

звук Э- губы вытягиваем овалом, который лежит

 

Благодаря зрительным символам гласных звуков, ребенок легко и быстро запоминает гласные звуки, может их назвать (пропеть). Возникает многоаспектное восприятие при запоминании (запомнил на слух и зрительно), улучшаются речевые кинестезии (запоминает положение губ).

Виды работы: (практическое задание)

Назови гласный звук по карточке

Покажи карточку для звука

Пропой песенку гласных звуков

Выложи дорожку гласных и пропой ее

Выложи свою песенку гласных и пропой ее

С какого звука начинается имя девочки (Аня, Оля…)

Угадай, есть ли звук в слове

Поймай звук (только в ударной позиции)

Переходим к звукосочетаниям

2 гласных звука (АУ,УА,ОИ,АЫ….)

Определяем какой первый гласный звук ( зрительно), какой второй

Берем различные сочетания 2-х звуков.

Назови звуки

Послушай и выложи песенку из 2-х звуков

3 гласных звука (ОАИ)

Определяем какой первый гласный звук ( зрительно), какой второй, последний

Берем различные сочетания 2-х звуков.

Назови звуки

Послушай и выложи песенку из 3-х звуков

Наша задача научиться слышать, где находится звук в слове (позиция звука- первый звук в начале слова, в середине и в конце)

И снова мы используем зрительную опору-это звуковая полоска.  (показываю)

Как работаем:

Произносим слово и голосом утрированно выделяем звук и двигаемся по полоске

Например : Осень, пальтО,  кОт

На занятии к нам приходят человечки: Звукознайка, Словознайка и Буквознайка

Звукознайка знакомит детей со звуками речи. Словознайка со словами, Буквознайка с буквами.

 С буквой знакомимся в конце занятия. Выкладываем из палочек, лепим, раскрашиваем и т.д. Запоминаем зрительный образ буквы с помощью продуктивной деятельности.

Переходим к согласным звукам.

Согласные звукивоспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, по­этому для обозначения каждого из них  используется запоминающийся зрительный образ пред­мета или объекта, способного издавать соответствующий звук. 

 

 Символы согласных звуков синего цвета (твердые), зеленого мягкие.

В старшей группе  знакомимся с твердыми и мягкими звуками, с глухими и звонкими.

Произносим звук и определяем, работает ли голос? Если работает, значит, звук звонкий, если не работает глухой. Осуществляем тактильно-вибрационный (кладем руку на горло, гудит или не гудит горло)

  • различение гласных и согласных звуков по артикуляционным  признакам;
  • различение согласных звуков по артикуляционным и акустическим признакам (звонкость-глухость, твердость-мягкость);
  • определение наличия, либо отсутствия звука в ряду звуков, слогов, слов)
  • определение первого и последнего гласного звука в слоге, слове;
  •  определение первого и последнего согласного звука в слоге, слове;

Звукосочетания гласного и согласного звука (обратный слог)-ОМ и т.д.

 

 

 

Использование специальной зрительной символики Т.А. Ткаченко обеспечивает многоаспектное восприятие в процессе знакомства со звуком,  усиливает речевые кинестезии, улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;  ускоряет процесс фонемообразования; ускоряет нормализацию произно­шения дошкольников; обеспечивает готовность к усвоению грамоты,способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

 

Семь правил чтения от логопеда Татьяны Ткаченко

Ткаченко Татьяна Александровна заслуженный учитель Российской Федерации, логопед высшей квалификации и практик с 40-летним стажем

Правило первое
Приступая к чтению, позаботьтесь о состоянии устной речи ребенка: достаточном словарном запасе и правильном произношении звуков (при необходимости обратитесь к специалисту-логопеду). 

Правило второе
Учите новую букву только тогда, когда ребенок правильно произносит такой же звук. Пока звуки не исправлены, читая, ребенок может закрепить неверное произношение.

Правило третье
Согласные буквы называйте коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов: самоваР, шалаШ, пилоТ и пр. Называя буквы так, как положено в алфавите, дети получат непонятное сочетание (ЭЛЬ, У, КА), а не только слово, которое читали (ЛУК)

Правило четвертое
Добивайтесь чтения не по буквам (Р, У, Б, А,Ш, К, А), а по слогам (РУ-БАШ-КА). Объединение слогов дается ребенку гораздо легче!

Правило пятое
Добивайтесь чтения нараспев, с протягиванием гласных звуков (МААА-ЛИИИ-НААА) Так обеспечивается слитность чтения!

Правило шестое
Особенно тщательно отрабатывайте чтение слов со звуками, которые дети часто путают: свистящими-шипящими, мягкими-твердыми, Р-Л, Ч-Щ и пр. 

Правило седьмое
Добивайтесь понимания каждого слова, каждого прочитанного предложения и текста в целом. Для этого после чтения до точки попросите ребенка произнести фразу целиком. А прочитанный рассказ или стихотворение предложите пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным и принесет наибольшую пользу!

Речевые нарушения-это прямая дорога к остеопату

Наиболее частыми причинами задержки речевого развития или нарушения звукопроизношения различного рода являются внутриутробные и родовые повреждения (реже травмы и воспалительные процессы уже послеродовые, полученные при жизни): повреждается шея, смещаются кости лицевого черепа и структуры гортанно-глоточного комплекса. Также могут повреждаться нервные центры, отвечающие за речь. Таким нарушенным речевым аппаратом становится пользоваться намного сложнее.
Например, вы травмировались плечо, не сможете же вы сразу начать отжиматься. Точно так же и с речью - травма вызывает сложности в её использовании .

Остеопатия в таком случае очень эффективна.  Даже если не наблюдалось эффекта от работы с логопедом, дефектологом, этот эффект появлялся, часто даже уже после 1-2 сеансов. Пройдя курс лечения, дети догоняли в речевом развитии своих сверстников

Остеопат — это, в первую очередь специалист, который воздействует на организм, аккуратно работая с телом человека и стабилизирует функциональные взаимосвязи всех внутренних органов. Остеопат деликатно ослабляет беспокоящее напряжение, приведя в норму кровоснабжение головного мозга пациента.
Благодаря воздействию на определенные группы мышц остеопат запускает самоисцеление, которое позволит организму прийти в нормальное, здоровое состояние. Улучшение работы мозга влечет за собой скачок в развитии. Логопедическая коррекция проходит быстрее, эффективнее.

 

«Вкусная артикуляционная гимнастика»

Пользу артикуляционной гимнастики хорошо понимают все взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается ежедневно и перед зеркалом выполнять однообразные скучные движения губами и языком. Для этого логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые дошколята будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются разнообразные вкусности. Для повышения мотивации  к выполнению артикуляционной гимнастики, в своей практике , я тоже стала использовать пищевые продукты (сушки и конфеты чупа-чупсы).  Вкусные упражнения ребята выполняли как в садике, так и  дома с родителями. Проведение "вкусной гимнастики отлично совпало  с отмечанием  в детском саду  Дня смеха.  Использование  сладостей послужило отличным «мотиватором»  для  тренировки  необходимых  артикуляционных навыков и  вызвало у дошкольников много позитивных эмоций.